Как появилось понятие «компьютерная графика»
main-bg-img

JCenterS

ЭКОСИСТЕМА
КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ

#
main-bg-contur
  • Автор: jcenters_admin
  • 9 октября, 2022

CG: возникновение и зарождение главных понятий

Сегодня CG и CGI — привычные аббревиатуры. Но так было не всегда. В этом материале мы отойдем от практической стороны компьютерной графики. Поговорим об истории важных для нас понятий.

CG: появление термина и значение

Автором термина computer graphics обычно считают Уильяма Феттера — дизайнера, работавшего в корпорации «Боинг». Сам Феттер говорил, что словосочетание впервые использовал его начальник Верн Хадсон. В пятидесятых Уильям занимал должность арт-директора в журнале Family Weekly и уже там думал о программе, которая облегчит труд графических дизайнеров.  В 1959 он перешел в «Боинг», где стал главой отдела CAD (computer-aided design) и одним из пионеров CG.

Boeing Man и его создатель Уильям Феттер (1928 - 2002)
Boeing Man и его создатель Уильям Феттер (1928 — 2002)

Известность Феттеру принесло первое трехмерное изображение человека, созданное с помощью компьютера — так называемый Boeing Man. К сожалению, информации о Верне Хадсоне практически нет, поэтому термин computer graphics все же ассоциируется с Феттером. Впервые публика увидела его в статье специалиста, выпущенной в 1966 году.

Термин и аббревиатуру CG стали использовать в профессиональных и научных сообществах. За ними закрепилось три основных значения:

1. Создание и редактирование изображений с помощью компьютера.

2. Технологии, используемые для этого.

3. Отрасль информатики (computer science), изучающая создание изображений.

В словари специалистов вошло понятие CGI — computer generated imagery. При этом сама компьютерная графика развивалась с пятидесятых годов. Эра персональных компьютеров еще не наступила. ЭВМ были большими и не имели дисплеев. В первых играх изображение выводилось на осциллографы, а чаще его просто печатали.

Альтернативы термину CG

Есть еще одно понятие, близкое по смыслу к CG, иногда использующееся как его замена. Это «машинная графика». В основном, словосочетание использовали в Советском Союзе. Здесь история компьютерной графики началась практически в одно время с американской. В 1964 году сотрудники Института прикладной математики Баяковский и Сушкевич вывели последовательность кадров на характрон, а в 1968 на БЭСМ-6 установили первый в СССР растровый дисплей.

Виктор Дебелов — один из основоположников машинной графики в СССР
Виктор Дебелов — один из основоположников машинной графики в СССР

Развитие машинной графики в Советском Союзе во многом связано с именем Виктора Дебелова, профессора и руководителя Вычислительного Центра Сибирского Отделения Академии Наук. В семидесятых в его лаборатории использовали библиотеку программ СМОГ, что расшифровывалось как Система Математического Обеспечения Графопостроителей. СМОГ позволял отрисовывать графики на графопостроителях, что на тот момент было основной технологией научной визуализации.

В нашей стране термин «компьютерная графика» стал использоваться перед распадом Советского Союза. В 1990 появилась первая на рынке компания, занимающаяся этим направлением — «Драйв». В феврале 1991 в Москве состоялся ГрафиКон’91, международная конференция по компьютерной графике и зрению. Ее посетили многие CG-звезды того времени: например, президент «Pixar» Эд Кэтмулл, работавший над «Звездными войнами».

Что «компьютерная графика» означает сегодня

Сейчас CG — зонтичный термин, под которым «собирается» множество видов цифрового творчества и связанных с ним занятий. Это иллюстрация, анимация, моделирование, композитинг, моушн-дизайн и многое другое. Некоторых это путает, но понятие стало привычным и останется с нами. Для того, чтобы на смену ему пришло другое, должны произойти серьезные изменения в технологиях.

Вам также может быть интересно

Роль скульптинга в моделировании

Продолжаем тему скульптинга. В этом материале мы рассмотрим его место в пайплайне создания трехмерных объектов, а также выделим этапы самого скульптинга.

Обучение

2022-10-09 14:33:11

Скульптинг: преимущества, инструменты, обучение

Один из способов работы с трехмерным объектом — скульптинг. С его помощью можно делать красивые и реалистичные модели: от персонажей до природных объектов. Узнаем, чем этот метод отличается от полигонального моделирования, и как начать осваивать его с нуля.

Обучение

2022-10-09 14:16:24

Книги по компьютерной графике: зачем читать и как выбрать

Несмотря на то, что CG-специалистам доступны YouTube-каналы, онлайн-курсы и множество материалов в Сети, профильная литература не теряют своей актуальности. В этом материале мы расскажем, какие виды книг по компьютерной графике существуют и порекомендуем несколько полезных изданий.

Обучение

2022-10-09 14:18:00

3D-скульптинг в Zbrush: инструменты и возможности

ZBrush — одна из самых популярных программ для скульптинга. В этом материале мы разберем возможности редактора, а также особенности скульпта персонажей и голов.

Обучение

2022-10-09 14:18:59