Скульптинг: преимущества, инструменты, обучение
Один из способов работы с трехмерным объектом — скульптинг. С его помощью можно делать красивые и реалистичные модели: от персонажей до природных объектов. Узнаем, чем этот метод отличается от полигонального моделирования, и как начать осваивать его с нуля.
Основы скульптинга

Скульптинг (цифровая лепка) — это метод компьютерного моделирования, при котором с виртуальным материалом работают как с глиной или пластилином. Модель растягивают и сжимают, делают в ней углубления, разглаживают и так далее. Это довольно молодая, но набирающая популярность технология, конкурирующая с традиционными способами 3D-моделирования.
Объекты для скульптинга моделируются с помощью полигонального или воксельного метода. В первом случае речь о поверхности, составленной из полигонов. Во втором — из вокселей (трехмерных пикселей). Воксельные модели подходят для создания реалистичных ландшафтов и поверхностей.
Обычно в скульптинге работают с высокополигональными (high poly) моделями. Также этот метод применим для формирования объектов со сложной геометрией. Часто это персонажи с нестандартной анатомией.
Программы для скульптинга

1. Autodesk Mudbox
Как следует из названия, Mudbox «специализируется» на скульптинге. Также программа удобна для текстурирования и сама производит ретопологию модели. При необходимости специалист может вмешаться в процесс. Редактор относительно дружелюбен к новичкам благодаря удобному интерфейсу.
2. Blender
Помимо всех ключевых инструментов для работы в 3D, Blender содержит средства для скульптинга. К услугам моделлера 20 кистей, технология динамической топологии и маски. Это хороший вариант для начинающих цифровых скульпторов. Blender бесплатен и более доступен, чем тот же ZBrush. Его часто используют фрилансеры и небольшие коллективы.
3. ZBrush
Конкурент Mudbox и один из самых популярных редакторов, используемых для скульптинга. Для лепки здесь есть кисти разных видов. Программа позволяет работать с высокополигональными моделями, которые рендерятся в реальном времени. Фича ZBrush — так называемые пиксоли (или 3D-пиксели), содержащие информацию о координатах, материале и цвете. Переходить к редактору лучше уже имея опыт, поскольку у него большой и сложный инструментарий.
4. 3ds Max

Как и в Blender, в 3ds Max скульптинг — не главная функция, но присутствует. Для простых задач подойдет Paint Deformation, для более сложных — инструменты Freeform.
5. Autodesk Maya
Maya прежде всего используется для анимации, но поддерживает и скульптинг. Работать в этом режиме лучше с помощью планшета.
6. Sculptris
Это «легкое» и бесплатное приложение, в котором довольно легко работать. Sculptris поддерживает настраиваемость кистей, симметричное редактирование, маски и различные материалы для лепки. Результат можно экспортировать в другую программу.
На практике специалисты могут использовать несколько редакторов при работе над одной моделью. Скульптинг и классическое полигональное моделирование можно совмещать. Программ, поддерживающих этот метод, все больше, но лучше использовать те, где на него делается акцент: Mudbox, Blender и ZBrush. Дополнительные варианты: веб-приложение SculptGl, редактор Autodesk Meshmixer, Rocket 3F.
С чего начать

Кому-то скульптинг покажется простым методом, но это впечатление обманчиво. Мы говорим об инструменте, но для использования любого инструмента нужны знания и навыки. Для занимающегося скульптингом в 3D они, в основном, те же, что и для большинства других CG-специалистов. Это общие художественные элементы теории и скиллы (рисунок, композиция, анатомия и т.д.), а также умение работать в специальных программах. Далее все зависит от целей, опыта и предпочтений.
Стартовать в 3D со скульптинга можно. Мы дадим несколько практических советов:
1. Для начала посмотрите несколько видео по методу и поработайте в самых доступных и простых редакторах (вариант — Sculptris). Так вы на практике поймете, интересен ли сам метод. Или вам ближе привычное полигональное моделирование.
2. Попробуйте лепку из настоящей глины. Это не вполне то же самое, что в редакторах, но так легче понять, какие действия применимы в работе с виртуальным материалом.
3. Изучайте анатомию. Особенно, если собираетесь делать модели людей и других существ, скульптинг лиц. Даже строение стилизованных монстров из компьютерной игры имеет свою логику. 4. Выбирайте конкретную программу и начинайте осваивать ее целенаправленно. В этом помогут курсы, туториалы, книги и статьи. Не ограничивайтесь только скульптингом.
Подведем итог
Скульптинг — интересная и востребованная технология. Обратить на нее внимание стоит как опытным CG-художникам, так и начинающим специалистам. Особенно работающим или планирующим работать в геймдеве или киноиндустрии. Начать можно с популярных редакторов, а позже перейти к ZBrush или Mudbox.