Компьютерная графика в киноиндустрии: история и список лучших
В этом материале остановимся на краткой истории компьютерной графики в кинематографе, а также вспомним о самых значимых CG-лентах.
Краткая история
Сегодня компьютерная графика в производстве фильмов — не экзотика. CG применяется в производстве эффектов, отдельных сцен или для создания картины целиком. Часто CG дешевле, чем обычные (практические) эффекты и позволяет не рисковать жизнями актеров и дублеров-каскадеров.
Первой картиной с компьютерной графикой стал «Мир Дикого Запада» 1973 года, по мотивам которого снят одноименный сериал HBO. «Трон» вышел через 9 лет и не претендует на первенство, но в нем CG была по-настоящему заметной. Создатели хотели сделать фильм полностью компьютерным, но ЭВМ начала восьмидесятых не были на это способны.

Использовали метод «подсвечиваемой композиции»: на уже отснятые кадры накладывались фильтры, затем каждый переснимали. Актеры работали в черно-белых костюмах на черном фоне, а зритель видел их с характерными светящимися линиями и в «компьютерном» окружении. CG тоже использовалась: в «Троне» были трехмерные танки и «светоциклы».
Сейчас спектр задач, решаемых кинематографистами с помощью компьютерной графики огромен. Это создание трехмерных объектов (в том числе персонажей), VFX, композитинг, анимация и так далее.
Лучшие CG фильмы
Конечно, эта подборка субъективна. Мы постарались выбрать не только самые красивые, но и влиятельные, значимые для индустрии картины.
«Звездные войны» (1977 — 2019)

При съемке Оригинальной трилогии (четвертый, пятый и шестой эпизоды) компьютерную графику не использовали. Визуальные спецэффекты рисовали вручную (например лазерные мечи). Для взрывов, сражений в космосе и чудовищ использовали так называемые практические эффекты: пиротехнику, кукол, модели и трюки. В ремастеры «старых эпизодов»
Джордж Лукас добавил CG. Появилась трехмерная «Звезда смерти», обновленные фоны в некоторых сценах, модели персонажей.
Начиная с первого эпизода («Скрытая угроза»), компьютерную графику применяли активно. Зрелищные бои, яркие фантастические ландшафты и необычные существа, созданными CG-художниками, стали важной частью духа Саги.
«Матрица» (1999 — 2003)

Сейчас эффекты в фильмах Вачовски не выглядят прорывом, но в конце девяностых и начале нулевых они смотрелись прилично. Некоторые были передовыми для своего времени — например знаменитая технология bullet time, позже названная эффектом Матрицы.
«Властелин колец» (2001 — 2003)

Экранизация одной из самых популярных и влиятельных книг двадцатого века. Для многих задач использовали практические эффекты («уменьшение» актеров, игравших хоббитов, путем принудительной перспективы). Для массовых сцен (сражения) задействовали CG. Здесь есть и первый персонаж, созданный при помощи технологии motion capture— Голлум.
«Аватар» (2009)

Один из самых кассовых фильмов в истории, который осчастливил владельцев кинотеатров по всему миру. Многие зрители посмотрели картину Кэмерона два раза и больше. Одна из причин — красота цифрового мира Пандоры. Фильм состоит из CG более чем на 50%. Создатели усовершенствовали motion capture, добавив в шлемы камеры. Благодаря этому мимика инопланетян получилась убедительной.
«Начало» (2010)

Кому-то покажется, что компьютерные эффекты в «Начале» можно пересчитать по пальцам. На деле они органично вплетены в визуальный ряд и часто незаметны. Во многих эпизодах Кристофер Нолан сознательно обошелся без VFX. Для драки в коридоре построили вращающуюся конструкцию. В таких сценах как «сворачивание» города, CG, конечно, использовали.
«Интерстеллар» (2014)

«Интерстеллар» априори не мог обойтись без CG. Современные графические технологии отлично подходят для того, чтобы показать путешествие к далеким горизонтам. Зрители точно запомнили черную дыру и огромные волны на планете Миллер. У ученых есть некоторые претензии к фильму, но это художественное произведение, поэтому условности допустимы.
Будущее кино и CG
VFX-художники, моушн-дизайнеры, моделлеры, аниматоры и другие CG-специалисты нужны сегодняшней киноиндустрии и будут нужны завтра. Мы убедились, что во многих полнометражных фильмах и сериалах компьютерная графика не очень заметна.
Ее внедряют для того, чтобы сделать картинку более реалистичной. Или условно-реалистичной, если речь о фэнтези и фантастике. Об «обычном» кино без CG не нужно беспокоиться, у него свое место в индустрии.